ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ОЛЬГИ ГЕОРГИЕВНЫ ПЕРЕЛИГИНОЙ -- ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 167» г. САРАТОВ
Семинар-практикум для педагогов «Приёмы и методы мотивации старших дошкольников, как качество повышения образования»Цели: - повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ; - применение активных методов мотивации старших дошкольников. Задачи: 1. Научить педагогов практическим приёмам мотивации детей в ходе НОД. 2. Дать представление о видах мотивации детской деятельности. 3. Повысить практические умения педагогов в применении методов мотивации. 4. Развитие творческих способностей педагогов. План семинара: 1. Мотивация. Методы мотивации. Типы мотивации. Принципы мотивации. 2. Игра. Игровая мотивация. Персонажи. 3. Внедрение современных методов мотивации – ИКТ, как средство повышения мотивации к познавательной деятельности дошкольников. 4. Практическая работа педагогов. Оборудования и материал: ноутбук, проектор, колонки, презентация семинара-практикума; 2 магнитные доски, цитаты; картинки «Приветствие», карточки-картинки «Сказки о себе», игрушки-персонажи для показа, карточки «Указывая ошибки - отметьте улучшения»; картинки: чемодан, мясорубка, корзина; магниты. Актуальность. Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Изучение мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка. Программа семинара - практикума: Звучит спокойная музыка. Педагог - психолог: Добрый день, уважаемые педагоги! Приветствую Вас в нашем уютном зале. Давайте поприветствуем друг друга. (Показ картинок, педагоги приветствуют друг друга рукопожатием, обьятиями. Похлопыванием по плечу и другими способами приветствия) Итак, мы начинаем. Педагог - психолог: Педагогическая деятельность, должна способствовать развитию детей. Дети должны не только выполнять всё то, что от них требуется, но и переносить полученные умения и знания в свою самостоятельную деятельность. Накапливая тем самым, свой жизненный опыт. 1. Мотивация. Методы мотивации. Типы мотивации. Принципы мотивации. Мотивация- это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у детей. В педагогической литературе выделяют 2 вида мотивации: 1. Внешняя мотивация- мотивация не связанная с содержанием определённой деятельности (если я всё сделаю, то мне купят/подарят). 2. Внутренняя мотивация- (положительная или отрицательная). Положительная основывается на положительных стимулах (Например: если я научусь делать что-либо, то меня похвалят). Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (Например: если я не сделаю что-либо, то меня накажут). Позитивная мотивация у дошкольников остаётся актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду. Методы мотивации совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников: словесные, наглядные, практические и игровые. Метод - способ воздействия или способ передачи знаний. Приём – вариант применения данного метода. 1. Словесные методы: беседа; разговор; чтение; рассказывание стихотворений; рассматривание картинки. 2. Наглядные методы: показ игрушек, предметов; наблюдение явлений природы, труда взрослых; рассматривание живых объектов; показ образца; использование кукольного театра, фланелеграфа; диафильмы. 3. Практические методы: упражнения (оказание помощи); совместные действия воспитателя и ребёнка; выполнение поручений. 4. Игровые методы: дидактические игры; подвижные игры; игры-забавы; инсценировки. В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации: Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме: 1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети. 2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке. 3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей. 4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь. 5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка. 6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию? Примеры ответов педагогов: НОД аппликация, конструирование, рисование. Продуктивные виды деятельности. Ситуация: Избушка лисы растаяла и она захватила избу зайки. Как помочь животным? (Построить домики из кубиков, палочек, нарисовать, выполнить аппликацию. И все при домике) Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: 1. Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь. 2. Каждому ребёнку даётся посильное задание. 3. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе. Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию? Примеры ответов педагогов: в сенсорике, ИЗО, в трудовой деятельности. Ситуация: - Ребята, я хочу рассадить наших кукол в кафе. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения. Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме: 1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому. 2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам. 3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу. 4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его. Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию? Примеры ответов педагогов: В игровой деятельности, в НОД старших и подготовительных группах. Ситуация: -Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Что именно ей надеть по-сезону? Вы можете меня научить? Четвёртый тип мотивации «Создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. (Художественное конструирование, ориентировка, логика, ручной труд, художественное творчество) Создание этой мотивации осуществляется по схеме: 1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете её преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такую же для себя или для своих родных. 2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет. 3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач. Внимание, вопрос: В каких видах НОД (деятельности) можно использовать данную мотивацию? Примеры ответов педагогов: Художественное конструирование, ориентировка, логика, ручной труд, художественное творчество. Ситуация: - Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме или бабушке на 8 марта. Вы хотите подарить такую же? И вы показываете, как можно её изготовить. Следуйте соблюдению следующих принципов мотивации: - нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы); - обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом; - обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат; - действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения. 2. Игра. Игровая мотивация. Персонажи. Игра – основной вид деятельности дошкольников. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда детей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований. - должны соответствовать возрасту детей; - должны быть эстетичными, - должны быть безопасными для здоровья ребёнка, - должны иметь обучающую ценность, - должны быть реалистичными; - не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявление жестокости. - игровых персонажей не должно быть слишком много. Например, на занятия могут прийти Незнайка, Доктор Айболит, Мишутка .Они могут попросить о помощи и.т.п. Внимание вопрос: Какие игрушки – персонажи целесообразно вносить в деятельность в младшем- среднем дошкольном возрасте, какие – в старшем? 3. Внедрение современных методов мотивации – ИКТ, как средство повышения мотивации к познавательной деятельности дошкольников. Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются в детском саду. С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей. Вопрос к слушателям: В чём вы видите преимущества ИКТ в образовательной работе с дошкольниками? (ответы слушателей) 4. Практическая работа педагогов. 1 Упражнение «Каждый Педагог - психолог – артист" Слово - это тонкий инструмент, которым педагог должен владеть в совершенстве. Также Педагог - психолог должен уметь выражать свои эмоции через интонации в речи. Задание для воспитателей: а) произнести фразу «Подойди ко мне» – тихо, громко, требовательно. б) произнести слово «Молодец» – тихо, громко, нежно, удовлетворительно, иронично, восторженно, влюбленно. 2 Упражнение «Художественное слово в работе с детьми» Задание педагогам: по цепочке, передавая друг другу мяч, прочитать на память стихотворение, потешку, пословицу, рассказать, в каких ситуациях и режимных моментах они их используют. 3 Упражнение «Сказки о себе» (с карточками-картинками) Предложить поставить себя на место какой-нибудь геометрической фигуры, знакомого объекта и рассказать всем сказку о себе. Например: (Взять картинку карандаша). Я карандаш. Я такой красивый, острый. У меня деревянная рубашка. Я умею писать, рисовать, штриховать. Бываю разного цвета. Я не люблю, когда ребята со мной плохо обращаются, ломают меня или грызут. Я дружу с бумагой и кисточкой. 4 Упражнение «Выбор темы» Как натолкнуть детей на выбор темы недели? Как «смотивировать» их на выбор новой темы? Из опыта работы педагогов (Обмен опытом работы). 5 Упражнение «Указывая ошибки - отметьте улучшения» (допиши высказывания, карточки). Довольно часто воспитатели, учителя и родители указывают на недостатки, ошибки, слабости детей, вследствие чего у детей формируется чувство беспомощности, снижается их самооценка. Взрослым следует не только указывать на ошибки, но и акцентировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные изменения в определенном компоненте деятельности: 1. Пусть ошибок еще много, но… ( они не такие серьезные, как те, которые ты так часто допускал раньше). 2. Пусть трудностей еще немало, но… ( ведь ты продвинулся далеко вперед). 3. Пусть не все еще удается, но… ( обрати внимание, над этим ты хорошо поработал и уже видны изменения и успехи). Блиц-опрос «СИТУАЦИИ» 1 ситуация: У ребёнка не получается выполнить игровое задание “3-й лишний”. Ваши действия? Варианты решения проблемы: 1. Предложите выполнить более легкий вариант. 2. Попросите назвать, одним словом все предметы. 3. Покажете ответ и объясните решение, потом повторите задание. 2 ситуация: Вы читаете детям 6 лет задачу: “Летели 8 ласточек, сели на дерево. На каждое дерево сели по две ласточки. Сколько было деревьев? Ребята решить задачу не могут, тогда что выделаете? Варианты решения проблемы: 1. Повторно читаете задачу. 2. Упрощаете задачу. 3. Просите ребят при помощи знаков и символов нарисовать условие задачи. 3 ситуация: На занятии многие ребята выкрикивают. Что вы будете делать? 1. Поощряете вступление с вами в диалог. 2. Замолкаете. 3. Делаете паузу, чтобы предпринять дальнейшие действия. 4 ситуация: Ребенок из вашей группы заявил, что не хочет идти в школу. Как вы к этому отнесётесь? Варианты решения проблемы: 1. Надо идти в школу. Все дети в 7 лет идут в школу. 2. Расспросить его о причине нежелания, объяснить, что он не прав. 3. Ответить: “Ну, нет, так нет!” Не торопить, понаблюдать за ним. В последующих беседах рассказывать о положительной стороне учёбы в школе Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина» На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на семинаре-практикуме и установить магнит на определенном рисунке. Педагог - психолог: Благодарю Вас за активное участие в семинаре-практикуме! Надеюсь, что для каждого из Вас, информация была полезной. 11 ноября 2022 в 15:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.